Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является структурным подразделением ГБУЗ «ВОКПЦ №1», г. Волжский.

Целью создания центра является организация и координация работы кабинетов медико- социальной помощи женских консультаций в Волгоградском регионе в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2007 г. № 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях", а также деятельности социальных работников и психологов акушерских стационаров.

Первостепенными задачами Центра являются:
- проведение тренингов со специалистами кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций;
- размещение информации на главной странице официального сайта ГБУЗ «ВОКПЦ №1», г. Волжский, пропагандирующего ответственное родительство и позиционирующего результаты работы центра;
- оказание содействия в предоставлении временного приюта в учреждениях социальной защиты, организации патронажа женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- анализ деятельности кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций на основе представленных отчетов.

Режим работы центра медико-социальной поддержки с понедельника по пятницу с 09-00 до 15-00.

Запись возможна по телефону (8443) 31-72-32.

Центр также может самостоятельно оказывать медико-социальные услуги следующим категориям женщин:
- подвергшимся психофизическому насилию;
- потерявшим родных и близких (вдовы);
- имеющим детей-инвалидов;
- женщинам-инвалидам;
- одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
- несовершеннолетним матерям;
- несовершеннолетним и одиноким женщинам из неполных семей;
- находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;
- находящимся в конфликте с семьей.

Сотрудники центра

Беккель Юлия Владимировна
Беккель Юлия Владимировна. Психолог, Магистр консультативной и практической психологии, специализация - клинический психолог.

Фотогалерея центра

 

 

Особенности смысложизненных ориентаций у женщин в период беременности

Беккель Юлия Владимировна
магистрант кафедры психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград

Проблеме материнства посвящено множество теоретических и прикладных исследований (Брутман В.И., Братусь И.В., Добряков И.В., Филипова Г.Г., Хамитова И.Ю. и т.д.). В современной психологии личности, материнство изучают как аспект удовлетворённости женщиной ролью матери. Материнство предполагает свое развитие с начала периода репродуктивного цикла, таким образом, учитывая психологические и физиологические особенности, происходят личностные изменения развития женщины на стадии личностной и половой идентификации. Многие авторы рассматривают беременность как кризисную ситуацию, оказывающую определенное влияние на психику женщины (Василюк Ф.Е., Рубинштейн С.Л.), в связи с чем возникают трудности в переосмыслении жизненных ценностей.

Физиологическая сторона беременности сопровождается различными реакциями адаптации к беременности и изменениями психики женщины: происходит выброс гормонов, изменяется терморегуляция, молочные железы подготавливаются к кормлению, происходит набор веса. Изменения, происходящие в организме беременной, приводят к эмоционально нестабильному состоянию. Этот период называют переживанием, поскольку оно связано с контекстом жизни личности. Василюк Ф.Е «Переживание понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.» Контекст выступает как связь целей и мотивов. Они определяют смысл пережитого

Одним из важнейших компонентов переживания беременности является смысловой компонент. На данный момент, психологией накоплено множество подходов к пониманию смысла жизни (А. Адлер, З. Фрейд, В. Франкл К.Г. Юнг, И. Ялом,) и ценностно-смысловой сферы личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский). Обобщая смысловую составляющую переживания беременности, мы называем ее смысложизненной ориентацией в период беременности. Под смысложизненными ориентациями в отечественной литературе понимается наличие целей в жизни, интереса к жизни, жизненных принципов и убеждений, характер отношения к людям, к своей профессиональной деятельности, осознание смысла своей жизни и его реализации. Д.А. Леонтьев дает следующее определение, «смысложизненными ориентациями могут быть цели в жизни, насыщенность жизни или удовлетворенность самореализацией».

 Смысложизненные концепции, сложившиеся до начала беременности начинают меняться. Важным является не само состояние и изменения, которые происходят с беременной женщиной, а то значение, тот смысл, которые они представляют для женщины в период беременности. Именно переживание этого периода характеризуется особым смыслом беременности, подсоединением новых смысловых контекстов, связанных с тем, что женщина оценивает своё состояние как благоприятное или неблагоприятное. Если женщина воспринимает беременность как негативное состояние (например, беременность ради сохранения отношений) происходит переосмысление и нахождение нового смыслового контекста, и беременность с этого момента выступает как благоприятное событие (например, беременность ради ребёнка).

С возникновением переживаний, связанных с беременностью, начинает меняться и социальная роль женщины. Социальная роль представляет собой поведение, заданное обществом и ожиданиями окружающих независимо от индивидуальных особенностей личности. Роль матери фиксируется как определённое положение, которое занимает личность в системе общественных отношений. Выполнение роли матери и представляет собой особый способ поведения, направленный на содержания, связанные с ребёнком. Процессы смены социальных ролей всегда сопровождаются противоречиями и кризисами. Наиболее стрессовой ситуацией является первая беременность, поскольку она означает завершение независимого первичного целостного существования, начало необратимых материнско-детских отношений, так как отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами несамостоятельного организма. Кризис освоения новой социальной роли – роли матери определяется как кризис идентичности (Эриксон Э., Дубровина И.В.). Первая беременность является одним из важнейших переходных моментов в развитии женской идентичности. Данный процесс, сопровождается нарушением психологического равновесия и есть формирование идентичности. Сформированная готовность к материнству предполагает успешное завершение кризиса идентичности, который будет сопровождаться приобретением психологического благополучия, стабилизацией эмоционального состояния, а также осознание и принятие своей новой роли – роли матери.

Основаниями для актуальности проведения комплекса занятий, направленных на принятие новой социальной роли – роли матери являются: трудности в определении собственной смысловой сферы, несформированность материнской роли, низкий уровень осмысленности жизни, низкий уровень значимости новой социальной роли матери, неразрешённые детско-родительские отношения, повышенная тревожность.

По мнению Г.Г. Филиповой, психологическая помощь для женщин, имеющих проблемы с принятием роли матери может осуществляться в рамках разных форм психологической службы: консультирование, в рамках индивидуальной и групповой терапии, семейное консультирование. Наиболее приемлемым будет использование всех форм поддержки, применяемых в гуманистической психологии.

Для работы по проблемам материнства необходимо объединение, интеграция техник и подходов групповой, телесноориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодраммы, символдраммы, психосинтеза и др. известных методик.

Например, для формирования позитивного настроя на принятие и осознание себя, своей ценности, предлагается медитативная техника работы с образами «Цветок», «Моё имя», «Мой самый счастливый день», «Сон героя», аутотренинг «Я общаюсь с ребёнком», релаксация; для формирования активной жизненной позиции предлагаются упражнения из сказкотерапии «Ручейки»; для анализа своих чувств, осознания внутреннего эмоционального состояния, предлагаются упражнения из арт-терапии, например «Контур человека», «Я и мой ребёнок».

Обобщая вышесказанное, выявлено, что формирование роли матери есть длительный процесс, который сопровождается противоречиями и кризисом идентичности. Наиболее кризисным моментом, влияющим на смысложизненные ориентации и переосмысление существующих мотивов и ценностей, является первая беременность. Общее состояние и готовность беременной женщины к освоению роли матери зависит от таких факторов, как усвоенный в детско-родительских отношениях стереотип поведения, значимость роли для матери, смысл и ценность ещё не родившегося ребёнка.

 

Нравственное воспитание детей

Правильное воспитание детей – это залог их долгой, полноценной и счастливой жизни. А воспитание в них целомудрия – это ещё и возможность дать им здоровую жизнь.

Заботясь о будущем  счастье дочери, важно развивать в ней женственную мягкость, уступчивость, умение искать и находить компромиссы. Прилежание, аккуратность, умение создать домашний уют тоже очень важны для девочки. Мягкость идёт рука об руку с кротостью, терпением и смирением.

Как известно Женщина – Хранительница Жизни, а Жизнь – это Великая Радость. Эта радость греет изнутри сердце, душу и освещает разум. Она и есть тот таинственный ОЧАГ, что хранит Женщина. Сначала женщина постигает его в своем сердце, в своей душе, а после делится своей мудростью с другими.

Именно эти слова хотелось донести до девочек на занятиях в школе. Встреча прошла в уютной обстановке, дети вместе с мамами с удовольствием слушали, пытались понять не только умом, но и сердцем.

 

Ответственное родительство

Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Ответственное родительство — Это залог успешности и здоровья детей. Актуальность данного вопроса возрастает с каждым днем.

Cовременные проблемы семьи как социального института, экономическое неблагополучие многих семей с детьми, кризисные семейные ситуации нарушают благоприятные условия развития ребенка и порождают социальное сиротство, безнадзорность детей, жестокое обращение с детьми, провоцируют ребенка на нарушение норм поведения, совершение правонарушений.

Ситуация усугубляется тем, что значительная часть родителей не выполняет базовых условий воспитания, уклоняется от выполнения родительского долга по воспитанию и содержанию детей.

Значимым фактором предупреждения неблагополучия детей может стать ответственное родительство как практика сознательного отношения к воспитательному процессу и выстраивания диалоговых отношений с ребенком. Это то чему надо учиться, как другим видам деятельности.

Что не должен делать ответственный родитель?

- ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь.

- прибегать  к насилию. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому.

- ответственный родитель, – это тот, кто не станет подавать ребенку не правильный пример. Он сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями, например, курением или стремлением к алкоголю. Потакая собственным слабостям, родитель создает условия для их передачи следующим поколениям. Образ родителя, оседающего в сознании ребенка.

– это образ конструируемый родителем с учетом интересов ребенка.

 

Психология отказа от новорожденных

До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от своего ребенка. Почему при равных условиях одна мать бросает своего ребенка, а другая, чтобы накормить , готова на самые отчаянные лишения. Понять это можно, изучив  индивидуальные особенности самой «отказницы».. Женщины, бросающие своих детей, обнаруживают  эмоциональную и психологическую незрелость. Такое поведение женщины связано с особым воспитанием в условиях эмоциональной депривации. Они ощущают чувство пустоты вокруг себя, своей изолированности. Их отличает неспособность контролировать свои влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно зависимым от влияния социального окружения. Многие испытуемые обнаруживают обостренную потребность в привязанности, «принятии», в позитивном отношении к себе.

Принятие решения оставить своего ребенка у многих женщин сопровождается чувством психического напряжения, вины и собственной греховности. В таких случаях поведение женщины во время беременности можно рассматривать как своеобразные формы психологической защиты.

В одних случаях это рационализация. В таких наблюдениях женщина привлекает для самозащиты множество реалистических и малореалистических доводов, которые с ее точки зрения, «оправдывают» поступок и, как правило, утрачивает способность видеть и рассматривать иные - альтернативные варианты выхода из кризиса. При этом могут абстрагироваться собственные отрицательные физические и моральные качества, гипертрофироваться материальные и семейные затруднения.

Характерной чертой таких состояний является аффективная насыщенность фригидность своих представлений и установок. Попытки рационально обсудить иные варианты бывают малоэффективны и могут вызвать лишь обиду, непонимание агрессию.

В других случаях преобладают механизмы вытеснения, когда женщина, остро пережившая первый эмоциональный шок от осознания нежеланной беременности, постепенно как бы «забывает», что она беременна. Очень часто такая женщина ведет прежний, а иногда и более активный образ жизни. Много переезжает из города в город, неумеренно развлекается, курит, алкоголизируется, придается сексуальным эксцессам. При этом часто исчезают субъективные признаки беременности, игнорируется шевеление плода. Женщина почти всю беременность чувствует себя «хорошо», перестает предвидеть очевидные вещи, элементарно планировать или устраивать свою жизнь.
При этом, до конца такая женщина может демонстрировать амбивалентность своих чувств по отношению к ребенку, принимать предложение прикладывать ребенка к груди, искать сочувствия и поддержки.

Несколько иная картина психологической защиты  демонстрируется в тех случаях, когда женщина, будучи с самого начала не мотивирована на беременность, на протяжении всей беременности буквально игнорирует своего будущего ребенка. Уже заранее она относится к нему безразлично, как к ненужной вещи, не включает его в сферу своего самосознания. Часто такие женщины донашивают беременность только потому, что знают: «аборт вреден для здоровья».

Судьба же новорожденного их мало интересует, т. к., во-первых, он еще не человек, а во-вторых – «...свет не без добрых людей...». В части наблюдений на первый план выступают механизмы переноса. В этом случае для женщины ребенок буквально становится воплощением всего того зла, которое, как она считает, незаслуженно получила от жизни и, в первую очередь, от отца ребенка. С рождением ребенка связывается полный жизненный крах. Главные эмоции таких женщин по отношению к новорожденному - это брезгливость, отвращение и даже ненависть. Для них типичной становится убежденность в том, что «такой нежеланный ребенок просто не может быть нормальным». Агрессивность к собственному плоду такие женщины реализуют через особое абортное поведение, в том числе через упорные попытки всяческими путями прервать беременность даже на самых поздних сроках, иногда подвергая себя серьезной опасности.

Таким образом, в качестве основных причин отказа от детей можно назвать, в первую очередь, социально-экономическую и психологическую.

Роль семейного фактора в отказе от детей

Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Важное значение имеет образ собственной матери для формирования психологических установок. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей.

Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, т. к. многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях. У таких  женщин формируется своеобразная поведенческая матрица.

Было доказано, что такие негативные социальные факторы как низкий уровень образования, бедность, безработица женщин, делает их не реже, если не чаще чем мужчин, агрессивными к детям.

Очень часто также конфликты оказываются роковыми и, подталкивая юных девушек к уходу из семьи в асоциальные компании. Раннее начало половой жизни служит в известной степени сигналом «бегства» подростка от охватившего его чувства одиночества, воплощение наивной мечты о любви с первого взгляда. Для многих из них половые связи связаны с характерной и очень острой у подростков потребностью к самовыражению, стремлению приобщиться ко «взрослому» образу жизни, а в ряде случаев и признаком начавшегося психического расстройства.

Матери-подростки  часто оказываются неспособными воспринимать эмоциональные и экспрессивные сигналы, подаваемые новорожденным. Это нарушает необходимую обратную связь и искажает формирование психических функций ребенка. Педиатры всех специальностей озабочены небрежным отношением матерей-подростков к своим детям.

Подросток хочет выглядеть более взрослым и самостоятельным. Как правило, подростки впервые вступают в половую близость с лицами более старшего возраста.

Социальные корни отказов от материнства

Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна. Большинство молодых семей в стране остро нуждается в жилье.  Жилищная проблема становится очень тягостной. Молодые семьи с малым сроком совместной жизни вынуждены жить с родителями одного из супругов, их братьями, сестрами в малогабаритных или коммунальных квартирах.  Большинство беременных думает о резком сокращении доходов семьи после рождения ребенка.

Важную роль играют акселирационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей.

Определенное значение имеет повышенное стремление современных женщин к социальной независимости. Заметно возросло стремление к высокому профессиональному статусу и карьере, отмечается повышенная тяга и высокому уровню потребления, что, соответственно, препятствует родительству.

В наше дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Опыт работы в родильном доме показывает, что многие женщины не готовы к выполнению своих материнских обязанностей.
В заключении можно сказать, что на формирование материнского комплекса большое влияние оказывает совокупность социальных, психологических, педагогических факторов. Чувство материнства не появляется случайно, спонтанно. Оно социально воспитывается и наследуется.

 

Растить ребёнка в одиночку

Вы расстались с мужчиной, развелись с мужем, стали вдовой, или никогда не были в браке. У вас остался ребёнок, или несколько детей, которых нужно воспитать. Вы самостоятельно выбрали такой путь, или вам пришлось принять такую жизнь... Ситуации могут быть совершенно различны, но итог один: вы остались одни с детьми. У всех, оставшихся в такой ситуации, возникают похожие вопросы: могу ли я одна, заменить ребёнку папу? Получается ли у меня? Какого поведения ожидают от меня дети? Оставшись одинокой, мама задаёт себе намного больше вопросов, у неё втрое больше сомнений, ведь теперь все заботы лежат на её плечах. Давайте разберёмся, что же должна отвечать мама на вопросы детей. Как вселить спокойствие и уверенность в них. Вот пять примеров из жизни.

Преодолевайте чувство вины

Ощущения разбитости и боли, возникшие после расставания или потери, нужно пережить. Ваши страдания не исчезнут по взмаху волшебной палочки, и поэтому не нужно делать вид что с вами всё в порядке. Дети ведь всё чувствуют. Постарайтесь объяснить своим детям, что вам необходимо время, чтобы прошли печаль и огорчение. Ведь они действительно пройдут. Просто вам важно прийти в себя, вернуться в нормальную колею жизни. У всех бывают разочарования. Важно только чтобы вы не делали из детей для себя "успокоительное". А так же не стоит критиковать второго родителя. Постарайтесь представить детям будущее семьи в позитивном свете: "Когда мне станет лучше, мы обязательно поедем отдыхать". Пускай в жизни детей останутся периоды "до" и "после". Тогда ваши дети поймут, что трудности можно пройти вместе с вами и даже стать после этого более сильными.

Создайте эффект присутствия другого

Родители должны дать своим детям те цели и высоты в жизни, которые необходимы для строения личности. Сделать это одному родителю нельзя. Тем более от вас требуется осуществить планы ваших детей на их жизнь. Обеспечить это в одиночку трудно. Если вы будете вести с детьми разговор о родителе, который отсутствует в вашей семье, вы создадите ощущение родственных связей. Оставайтесь с ребёнком честным: не пользуйтесь именем другого родителя, не создавайте из него идеал. Присутствие мужчины в вашем доме и жизни детей не обязательно, важно чтобы мужчина был хотя бы в словах.

Придумайте символический образ отца

Чтобы личность детей формировалась в правильном направлении, им нужен условный идеал отца, его образ. Детям нужен мужской пример. Не только папа может являться авторитетом ребенку. Дети находят для себя авторитет сами: это может быть герой из фильма, тренер, или близкий родственник. Задача мамы - помочь ребёнку создать мужской образ.

Осознайте свой жизненный выбор

Бывает что женщины привыкают быть одни, или понимают что больше не хотят иметь пару и вступать в брак. Но в таком случае начинаются женские переживания: вдруг это неправильный пример для ребёнка? Если выбор такой позиции осознанный, то это благоприятно влияет на личность как вашу, так и ребёнка. Но безусловно, принести положительный результат такая позиция может только если мама не будет пытаться создать образно пару вместе со своим чадом. Это категорически неправильно - заменять партнера ребёнком. Всегда лучше иметь в семье обоих родителей. Но если ваш выбор пал на одиночество, важно чтобы это было свободой. Не должно быть замкнутости в вашей семье. Если же взрослый сам ведёт себя не зрело, как ребенок, это не позволит вашим детям найти правильный путь в жизни. У ребенка не родится нужных идеалов семьи и семейной жизни. Это будет вашей ошибкой. Поэтому делайте свой выбор осознанно, не ущемляя ребёнка.

Действуйте последовательно

Нет никаких сомнений в том, что очень трудно одной воспитывать ребёнка, или нескольких детей тем более. Безусловно вы порой проявляете слабость. Но не нужно думать, что ребёнок обязательно воспримет это негативно. Власть, которую имеют родители, это основа положительных продвижений в воспитании. Раньше обществом даже считалось, что родительская власть - это социальный порядок и безопасность. Так вот, умение родителя действовать последовательно в воспитании и оставаться спокойным - это фундамент для ребёнка, на который он основывается. Когда ребёнок уверен, что мама способна проходить через трудности и умеет говорить ему "нет", ребёнок перестаёт жить фантазиями о своём всевластии. Наказывать ребёнка нужно только тогда, когда это имеет для вас смысл. Не нужно соответствовать стереотипам воспитания. Иногда вы можете оставить наказания за спиной, если, например, вам не хочется наказывать ребёнка. Отдых тоже нужен. Всем.

Автор: Лилия Хабибуллина

 

Алексей Кортнев Отцовство твой главный жизненный проект

Aleksei Kortnev Ottcovstvo tvoi glavnyi zhiznennyi proekt

Vaza